ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ «Лицей № 6» «ГАРМОНИЯ»
Цель программы – создать условия для сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений, профилактики дезадаптивных форм поведения, формирования успешной социализации в обществе.
Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач:
- Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе, выражение просьбы, отказа, реагирование на справедливую и несправедливую критику);
- Формирование у подростков и детей позитивного самосознания собственной личности и личности других людей;
- Организация и включение подростков в ценностно значимую для них деятельность.
- Оптимизация эмоционального климата в семье и школе.
- Ознакомление с навыками саморегуляции, как стратегии совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями.
Методы и формы работы, применяемые в программе:
- индивидуальная работа;
- работа в мини-группах;
- ролевые игры;
- групповая дискуссия;
- практические упражнения;
- презентации;
- решения проблемных ситуаций.
- мозговой штурм.
Программа состоит из 5 модулей:
1. Профилактическая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной занятости, на классных часах) (4-6 час.);
- Факультативы, занятия внеурочной деятельности:
- в рамках профориентационного курса «Человек. Труд. Профессия», 9 класс (35 час.);
- кружок внеурочной деятельности «Познай себя», 5 классы, (35 час.);
- кружок внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я», 1 классы (35 час)
- кружок внеурочной деятельности «Волонтеры ЗОЖ», 8 классы (35 час)
3. Индивидуальная работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (от 6 до 10 часов.);
4. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей (3 час.)
5. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркотиков
Показателем эффективности работы выступает повышение уровня жизнестойкости обучающихся, что проявляется в сформированности компонентов личностной компетентности:
- адекватная самооценка; осознание самих себя, своих личностных качеств, созданию позитивной коммуникации;
- навыки межличностного взаимодействия; формирование умения дружить и строить доверительные отношения с другими людьми, освоение навыков работы в коллективе;
- ценностно-смысловые установки, направленные на реализацию волевых действий (мотивация, мысленная постановка цели, сосредоточение на ее исполнении, осмысливание и самоконтроль);
- саморегуляция поведения и эмоций, развитие умения справляться с напряжением и негативными эмоциями, через творческое самовыражение;
- формирование внутренней мотивации деятельности.
Прогнозируемые риски
1. Многообразие факторов, влияющих на формирование личности обучающихся, и не зависящих от лицейского образования (семейное неблагополучие, наследственность, экология, образ жизни).
2. Недостаточная мотивационная готовность учителя к реализации требований программы.
3. Недостаточная заинтересованность (полное отсутствие заинтересованности) родителей в вопросах воспитания собственных детей, отсутствие мотивации к изменению семейного уклада, стиля взаимоотношений, образа жизни (при наличии семейного неблагополучия).
- Программа формирования жизнестойкости на 2020-2021 учебный год
- МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ