«Дом, в котором нет книг,
подобен телу, лишенному души».
Цицерон
Дорогие наши взрослые!
Мы уверены, что и вы делаете всё, чтобы ваш ребёнок вырос че¬ловеком думающим, читающим, неравнодушным, успешным!
Привить детям любовь к чтению, к книге без вашей помощи это практически невозможно.
Пусть нашим девизом станет: «От качества чтения — к качеству жизни — нашей и России!»
Мы будем признательны вам, мама, папа, бабушка, дедушка или другой заинтересованный человек, если вы поделитесь о вашем опыте семейного чтения и воспитания, заня¬тиях с детьми, домашних праздниках и буднях, связанных с книгой.
Будем рады, если поможем вам в приобщении вашего ребенка к книге и чтению.
Семья, школа, библиотека - три составляющие - созда¬ют окружение, формирующее Человека Читающего, челове¬ка XXI века. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон не¬гативно сказывается на ребенке в целом. Но страшнее всего, если из этого треугольника «выпадает» семья. Ведь любовь к Книге зарождается в раннем детстве. И главную роль в этом играют родители. А если до 10—12 лет ребёнок не научится читать творчески, рождая образы, то далее следует так называемое учебное поражение. Знания усваиваются са¬мым простым и самым непродуктивным способом - зубрёжкой. Что, в свою очередь, приводит впоследствии к пораже¬нию и в профессиональной деятельности. Но ведь всем нам хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.
Рассказывайте детям о ценности чтения. По¬казывайте связь чтения с их успехами в учебе и в дру¬гих делах. Приводите примеры положительного влия¬ния книги на вашу собственную жизнь или жизнь дру¬гих людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.
Особое значение чтения заключается в развитии вообра¬жения — основы творчества. Книга уникальна тем, что как никакой другой вид искусства развивает воображе¬ние. В отличие от живописи, театра, кино, где мы воспринимаем готовые образы, читая, мы творим эти образы сами.
Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вду¬мываться в многозначность слова.
Но важно не только как, но и что читает ребёнок. Боль¬шое количество в круге чтения детей литературы сомнитель¬ного характера, пропагандирующей насилие, культ денег, страх пессимизм, отчуждение от взрослых, никак не может нас радовать. Многие детские книги вместо реальной жизни дают ребенку ее имитацию, уводят в иные миры, где силы добра и силы зла приравнены друг к другу. Читая такую ли¬тературу, ребенок в своем нравственном развитии в лучшем случае буксует. А в худшем - деградирует, копируя ее героев. Разрушительная энергия подобных книг усиливает предрас¬положенность читателей к реальной агрессии и криминаль¬ному поведению.
Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за кни¬га в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
Что касается восприятия читаемого текста, то замечены мировые тенденции: у нынешнего телевизионного и ком¬пьютерного поколения оно становится более поверхност¬ным, а по характеру - клиповым, или калейдоскопичным, то есть коротким, вырабатываемым у ребенка от мгновенной и неожиданной смены различных впечатлений, не связанных друг с другом. Сегодняшние школьники, привыкшие к зри¬тельной информации, более чем раньше, нуждаются в иллю¬стрированных изданиях с широко представленным видеоря¬дом. Текст без картинок отторгает их от чтения.
Тревожит и другое. Современные школьники часто не спо¬собны вычерпывать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию материал. Не умеют они и находить в тексте скрытую или противоречивую информацию. Затруднение вызывает переход от детали текс¬та к целому и наоборот, а также установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Не проявляют наши школьники умения домысливать текст, ставить вопро¬сы и выдвигать гипотезы. А как следствие, дети не способны результативно действовать в нестандартной ситуации. Ко¬нечно, работе с текстом должна учить школа. Однако боль¬шую помощь в этом могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве образования и качест¬ве жизни своих детей.
Чтобы помочь ребенку работать с текстом: писать рефераты, конспектировать, выражать собственную мысль, можно приобретите на эту тему пособия, их сей¬час много в книжных магазинах.
Большое влияние на качество восприятия книги оказыва¬ют мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Наличие или отсутствие ин¬тереса к чтению определяет отношение ребенка к книге и критерий ее оценки: интересная книга — значит «хорошая», неинтересная — значит «плохая». Интерес — это единствен¬ный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние книги на читателя. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий.
Что мешает чтению детей?
Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени.
Вот что говорит об этом французский педагог-словесник Даниэль Пеннак, чья книга о чтении школьников «Как ро¬ман» (2005) во многих семьях, где есть дети, стала настоль¬ной:
«Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания». Он считает, что проблема не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь, — это просто образ жизни.
Для интересной книги всегда найдется время. Так же считают и многие наши специ¬алисты. Речь идет не о дополнительном времени на чтение, а на более разумном его использовании. Умные родители ис¬пользуют испытанный ход: «Почитай мне, пожалуйста, пока я убираю (готовлю, шью и т.д.)». Они говорят о книгах, прово¬жая ребенка в школу или встречая его, используют для этого время перед сном.
Большие нарекания у родителей и в адрес телевидения. Многие родители считают его не только главным конкурен¬том книги, но и из-за обилия вредной информации — глав¬ной помехой воспитания в целом. Некоторые даже запреща¬ют смотреть телевизор, полагая, что этим уберегут своего ребенка от его негативного влияния.
Но есть и другое мнение. Нельзя оградить ребенка от микробов, он должен получить их, чтобы выработать иммунитет. Он должен уметь защи¬щаться. И в этом отношении роль родителей огромна. На них ложится задача вводить ребенка в систему духовных цен¬ностей, учить отличать хорошее от плохого, формировать у школьника собственную позицию в отношении тех или иных телепередач.
Общеизвестно, что телевидение отнимает ребенка от кни¬ги. Однако оно способно и привлечь его к книге. Надо толь¬ко суметь этой способностью воспользоваться. Речь идет о том, чтобы от просмотра интересной передачи перекинуть мост к чтению школьника — предложить ему прочитать кни¬гу на тему передачи, которая увлекла.
Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер.
С одной стороны, через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации. Не выходя из дома, человек может получить оперативную, многоаспектную ин¬формацию по любому вопросу.
Существует «Детская сетевая библиотека» (http://www.dedushka.myokay.net/) в виде катало¬га, содержащего имена авторов, названия произведений, ориентированных на возраст, с указанием местоположения книг, изданных в России за последние 5 лет.
Следует упомянуть и «Библиотеку Максима Мошкова» самую известную электронную полнотекстовую библиотеку, открытую в 1994 году. В ней собрана по жанрам художест¬венная литература, которой может пользоваться и школьник.
В последние годы Российская государственная детская библиотека создала справочное электронное аннотирован¬ное издание «Библиогид», которое ориентирует детей в совре¬менной и классической детской литературе.
Многие считают, что ныне компьютер вытесняет книгу, од¬нако наоборот — сегодня, как никогда, для освоения новых технологий требуется качественное чтение.
Компьютер можно использовать и как средство читательс¬кого общения детей, открывающее возможность для вирту¬альных обсуждений книг на литературные темы, для самовыражения, связанного с книгой.
Само пользова¬ние компьютером должно побуждать читать, писать, рисовать и са¬мим создавать информацию.
Надо сказать и еще об одном положительном качестве использования компьютера. Он приучает детей к гипертексту — основе нелинейного мышле¬ния, важность развития которого все более утверждается в современном мире.
Если влияние телевидения и компьютерных программ на чтение детей двойственно, то явно однозначной помехой об¬щения с книгой является слабая техника чтения, касающая¬ся более всего младших школьников.
Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Его умственная энергия уходит на механическое складывание из букв и слогов слов и текста в целом. Это тормозит чита¬тельский интерес, эмоционально сковывает ребенка. Чтобы этот период не был затяжным, ребенку надо помочь.
Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им сло¬ву как победе. Не привлекайте его внимания к ошиб¬кам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для пер¬вых чтений только подходящие книги — яркие, с круп¬ным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить. Родителям полезно обзавестись специальными пособиями по обучению детей технике чтения.
Что могут родители?
Главные вопросы, которые беспокоят родителей: Как зас¬тавить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать?
Вот как отвечает на этот вопрос Даниэль Пеннак.
«Глагол "читать" не терпит повелительного наклонения. Есть несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими глаголами, такими как "любить"... или "мечтать"...
Попробовать, конечно, можно. Пробуем? "Люби меня!", "Мечтай!", "Читай!".
— Марш к себе и читай!
Результат?
Никакого».
Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще луч¬ше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть де¬ти видят, как вы сами читаете с удовольствием: цити-руйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочи¬танным. Этот пример может стать заразительным для них.
Родительское чтение вслух обычно считается необходи¬мым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он — школьник, тогда родительское чтение для него многие счита¬ют излишним. Но это убеждение неверно.
Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школь¬ном возрасте. Не годится для этого чтение по школьному ти¬пу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произ¬ведение попеременно: часть читает взрослый, часть — ребе¬нок.
Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуа¬лом проведения каждодневного совместного досуга в опре¬деленное время дня или вечера.
Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой беседой: все ли понятно ребенку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения.
Спе¬циалисты по семейному чтению предупреждают: не пре-вра-щать беседу о книге в экзамен, избегать разговора провероч¬ного характера, не заставлять ребенка пересказывать.
Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ре¬бенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах.
Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушев¬ной беседы, и это согреет его сердце.
По данным исследований, именно родителям в подавляю¬щем большинстве обязаны наши читающие дети пробужде¬нием интереса к книге.
Любящие литературу родители и детей приучают писать отзывы на книги, вести читательские дневники, которые по¬могают осмыслить произведение, понять свои впечатления, лишний раз подумать над авторским замыслом, соотнести прочитанное с реальной жизнью.
Для привития у ребенка интереса к чтению придумано не¬мало хитростей. Вот некоторые из них.
Чтобы сделать успеш¬ность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на сте¬не «Экран прочитанных книг», где ребенок сам будет отме¬чать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку проком¬ментировать свои рисунки. Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (нет времени!). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.
Школьное детство проходит быстро. Лимит времени на чтение ограничен, как и объем восприятия. Поэтому прихо¬дится думать о предпочтениях. Непродуманный отбор книг может привести к невосполнимым потерям, потому что есть книги, которые надо прочесть в определенном возрасте, для другого возраста они не представляют интереса.
Поощряйте ребенка в посещении городской и школьной библиоте¬ки. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиоте¬карем в выборе книг ребенку.
Не менее важна и домашняя библиотека.
«Дом, в котором нет книг, — говорил Цицерон, — подобен телу, лишенному души».
Семейное собрание детских книг во многом отличается от собрания книг для взрослых. Детские книжные полки, осо¬бенно для детей до 10 лет, не терпят полных или многотом¬ных собраний сочинений, в них предпочтительны отдельные иллюстрированные издания или сборники. Детские собра¬ния динамичны: ребенок растет, вместе с ним меняется ре-пертуар чтения и сам характер изданий для детей. Они рас¬считаны не только на удовлетворение потребностей детей, но и на их опережение.
Пользуясь домашней библиотекой, постоянно обращаясь к книгам, стоящим на книжных полках, члены семьи любов¬но выделяют книги - «долгожители», которые передаются из поколения в поколение, особую теплоту вызывают подарен¬ные книги с автографами дарителей, книги - «советчики», в которых содержатся полезные советы для всей семьи, книги-«выручалочки», которые всегда выручают, если нужен срочный ответ на вопрос.
Читая книги, нужные сегодня, не следует за¬бывать и о прошлом опыте чтения: домашняя библио¬тека тем и хороша, что в любую минуту можно взять книгу с полки и перечитать ее целиком или в отрывках, вспомнить, как она появилась в вашей библиотеке. Именно про собирателей домашних библиотек Виктор Шкловский говорил: «Не только вы собирали книги, но и они собирали вас».
Помимо книг в круг чтения ребёнка необходимо включать и детскую периодику — журналы и газеты.
Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений. Пусть ре¬бенок вместе с вами выберет нужный журнал или газе¬ту. Выбранные самостоятель¬но периодические издания он будет читать охотнее.
Критериями удачной покупки книги для ребенка опреде¬ленного возраста или класса являются:
1) доступность для данного возраста;
2) проверка качества издания временем;
3) способность книги быть помощником в обучении;
4) наличие иллюстративного материала;
5) гуманное содержание;
6) образный язык.
Надеемся, наши советы, подготовленные по материалам статьи
И.И. Тихомировой из книги «Родительское собрание», помогут вам, дорогие взрослые, продвигаться вместе с ваши¬ми детьми по пути к творческому чтению.
(Использованы материалы
из приложения к журналу «Читайка»)
|