План воспитательной работы классного руководителя состоит из разделов:
1.Анализ воспитательной деятельности за прошедший год. 2.Цели и задачи воспитательной деятельности на новый учебный год. 3.Индивидуальная работа с учащимися. 4.Работа с родителями. 5.Работа с учителями – предметниками. 6.Основные направления деятельности и конкретные дела классного коллектива. 7.Общешкольные мероприятия. 8.Изучение состояния и эффективности процесса воспитательного процесса в классе (диагностики и их результаты) 9.Дневник классного руководителя (список учащихся, подробные данные об учащихся и членах семьи, занятость в кружках и секциях, поручения, список актива, график дежурства, дневник педагогических наблюдений и т.п.).
1.Анализ воспитательной деятельности за прошедший год (результаты решения воспитательных задач) состоит из следующих разделов: а) Анализ развития учащихся класса:
- воспитанность;
- уровень нравственного, интеллектуального, эстетического, физического развития;
- уровень сформированности познавательных интересов;
- уровень сформированности ЗУН;
- творческие способности, в какой мере реализуются;
- изменения в социокультурном развитии (правовая культура, культура семейных отношений, культура общения);
- успехи и достижения отдельных учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных способностей учащихся класса;
- учащиеся «группы риска», индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков, приемы работы с ними;
- основные ценностные ориентиры учащихся класса (особенности отношения учащихся класса к людям, школе, труду, учебе, классу; изменение круга наиболее значимых людей учащихся класса);
- степень влияния окружающих (сверстников, родителей, друзей по двору, кого-либо ещё);
- занятия в кружках, секциях.
б) Анализ развития коллектива класса:
- социально-психологический микроклимат в классе (характер взаимоотношений в классе: тактичность, вежливость, внимание, доброжелательность, отношение к учителям, к школе);
- развитие общественной активности учащихся (уровень сформированности самоуправления, организованность, участие в творческих конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, социально значимых проектах и т.п.);
- адаптация, «интеграция» новичков в классном коллективе;
- особенности общественного мнения в классе и его влияние на интересы и поведение, кто оказывает наибольшее влияние на формирование общественного мнения).
в) Анализ организации воспитательного процесса в классе:
- что из содержания воспитательных мероприятий в классе было принято наиболее охотно; где учащиеся проявили себя активными организаторами, а где остались равнодушными, почему;
- какие дела способствовали сплочению и развитию классного коллектива;
- какие методы, формы и средства воспитательного взаимодействия наиболее положительно повлияли на учащихся;
- участие учащихся класса в жизнедеятельности школы (олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п.);
- взаимодействие с общественными организациями и учреждениями культуры и дополнительного образования (СЮТУР, ГДБ, ГЮБ, ЦДМ, ДЮСШ, ДМШ, ДХШ, музеи, ЦВР «Малая Академия» и т.д.).
г) Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся и родительским активом:
- частота и характер контактов с семьями;
- влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность в классе;
- результативность организации родительских собраний в классе;
- эффективность индивидуальной работы с родителями;
- особенности взаимодействия с родительским активом;
- взаимодействие с проблемными семьями.
д) Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих в классе:
- учителя – предметники;
- психолог, соцпедагог;
- инспектор ПДН;
- школьный фельдшер.
е) Выводы : Плюсы и минусы воспитательной деятельности, что получилось, что нет, почему; перспективные цели и задачи.
2. Цели и задачи воспитательной деятельности на новый учебный год
должны вытекать из анализа тех проблем, которые есть в вашем классном коллективе, из собственной системы воспитании в классе (если таковая есть) и из Программы воспитании, по которой работает школа. Например, могут быть такими:
- Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
- Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностного общения, воспитание толерантности.
- Развитие познавательной активности учащихся.
- Содействовать формированию нравственной позиции школьников.
3. Основные направления воспитательной деятельности и дела класса.
В плане-сетке указываются: дата, конкретные мероприятия с классом на текущий месяц. Общешкольные выделяются красным цветом; классные часы – черным или зеленым; остальные мероприятия – синим.
4. Индивидуальная работа с учащимися
1. Формы работы:
- Изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития. Установление межличностных контактов с каждым ребенком.
- Создание условий в классном коллективе для проявления и развития индивидуальных возможностей учащихся.
- Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса и отношениях с учителями, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении и за его пределами.
- Взаимодействие с родителями, администрацией, психологом и другими службами с целью индивидуального развития учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности.
- Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, самоопределению.
- Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого ученика, учет их личностных достижений.
5. Работа с родителями.
1. Формы работы:
- Изучение семей воспитанников; формирование банка данных о семье и методах воспитания в семье; корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно- воспитательного процесса, организуемого школой.
- Педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
- Взаимодействие с общественными организациями и специалистами (общешкольный родительский комитет, Управляющий Совет Школы, психолог, социальный педагог, инспектор ПДН, Совет профилактики, медработник).
- Педагогическое руководство выборами и деятельностью родительского комитета, помощь в планировании и организации деятельности.
2.Правила индивидуальной работы с родителями:
- Нельзя встречаться с родителями только по поводу ЧП.
- Найди удобное место и определи время разговора с родителями.
- Наберись терпения выслушать.
- Уместно начать разговор с родителями с самого маленького положительного штриха.
- Закончи беседу не упреками и угрозами или предупреждениями, а контрольными рекомендациями и советами.
- Закончи беседу так, чтобы родитель ушел домой с оптимизмом.
3.Формы работы с родителями:
- референдум;
- День открытого телефона;
- День открытых дверей;
- философский стол;
- публичная лекция;
- конференция;
- беседа;
- лекторий;
- гостиная, круглый стол;
- диспут;
- тематические консультации;
- вечер вопросов и ответов;
- открытые уроки;
- открытый классный час;
- клуб молодой семьи;
- педагогические практикумы;
- переписка с родителями;
- деловые игры с родителями;
- анкетирование.
- тестирование.
- обмен опытом, обзор педагогической литературы.
6. Работа с учителями – предметниками.
1.Сущность взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками состоит в объединении усилий педагогов, работающих в классе, создании условий для индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения.
2.Наиболее актуальными направлениями, составляющими содержание профессионального взаимодействия классного руководителя и учителей – предметников являются:
- экологичность образовательного процесса (сделать процесс образования учащихся класса наиболее безопасным, учитывая показания здоровья, индивидуальные психологические особенности и прочие специфические черты коллектива и личности);
- организованность (обеспечение дисциплины и самоорганизации класса);
- дифференциация и индивидуализация (учет особенностей школьников при определении ориентиров воспитания и обучения, адресность педагогических вмешательств);
- последовательность и комплексность влияния на развитие учащихся.
3.Формы организации взаимодействия классных руководителей с учителями -предметниками:
- совещание классного руководителя с учителями – предметниками,
- работающими в классе;
- посещение классным руководителем уроков;
- приглашение учителей-предметников на родительские собрания,
- групповые встречи классного руководителя с родителями и учителями-
- предметниками;
- индивидуальные беседы классного руководителя с учителями –
- предметниками.
4.Годовая логика организации взаимодействия классного руководителя с учителями – предметниками должна учитывать:
- проблемы прошлого учебного года (вытекают из анализа
- деятельности классного руководителя за предыдущий год); адаптационные проблемы (сентябрь);
- завершение учебных четвертей (октябрь, декабрь, март, май);
- индивидуальные проблемы отдельных учащихся.
7. Изучение состояния и эффективности процесса воспитательного процесса в классе (диагностики и их результаты)
Диагностика необходима по той причине, что отсутствие достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса ставит под сомнение педагогическую целесообразность деятельности классного руководителя и его коллег.
В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в классе могут быть избраны:
- развитие личности учащихся;
- формирование классного коллектива;
- наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.
8.Дневник классного руководителя
Полный текст документа с таблицами можно скачать тут.
|