Программа элективного курса для 10-ых классов
«Секреты успешного общения»
Преподавание курса представляется актуальной и важной задачей образования.
Владея искусством общения человек, добивается больших успехов в жизни: удачная карьера, гармония в отношениях с близкими и друзьями, дружная, крепкая семья.
Содержание курса будет способствовать развитию таких компонентов личности, как психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, пониманию интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей. Изучение курса «Секреты успешного общения» будет способствовать развитию умения строить свои отношения с окружающими, конструктивному повседневному и деловому общению – все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Исходя из этого положений, определены цели и задачи курса.
Цели курса:
- формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.
- формирование психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.
Основные задачи курса:
- дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания.
- побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, выработке внутренней позиции.
- формировать и развивать навыки рефлексии и самопознания личностных качеств.
- способствовать развитию диагностических навыков работы со стандартным инструментарием (тесты, опросники, психологические задания и др.)
- развивать навыки групповой работы.
В содержание курса «Секреты успешного общения» включены следующие виды знаний:
- основные понятия и термины: понятие общения, психические свойства личности человека; конфликт, невербальное общение, межличностные отношения, психологические особенности восприятия и понимания людьми друг друга и т.д.
Содержание курса ориентирует на применение активизирующих методов и приемов обучения:
- игра (ролевая, подвижная, малоподвижная)
- мозговой штурм
- дискуссия
- диалог
- упражнения (настройки, разогревающие)
- самоотчет (диагностика)
- тесты,
- анкеты,
- опросники
В содержании курса представлены следующие виды деятельности учащихся:
- поисковая деятельность по сбору информации.
- игровая и коммуникативная деятельность.
- диагностическая и рефлексивная деятельность
- практическая деятельность, связанная с отработкой умений и навыков.
На занятиях используются следующие формы работы:
- индивидуальная работа («И один в поле воин»).
- работа в парах («Двойки»)
- работа в малых группах («Тройки и четверки»)
- работа всей группы («Круг»)
В ходе проведения курса могут быть использованы следующие средства обучения:
изобразительные :
- –иллюстрации,
- фото,
- схемы,
- демонстрационные таблицы,
информационные:
- ксероксы из книг
- просмотр видеофильма и др.
Курс рассчитан на 34часа и включает в себя теоретические и практические занятия.
Результатом обучения можно считать формирование у учащихся таких качеств личности как:
- Уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка.
- Толерантность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, доброжелательное отношение к многообразию жизни.
- Умение решать проблемы, выбирая и используя различные конструктивные способы их решения.
Заканчивается курс представлением реферата по темам курса. Критерии оценки - работа должна быть выполнена в соответствии с предъявляемыми требованиями, содержать анализ проделанной работы и соответствующие выводы, с опорой на полученные теоретические знания по курсу.
Применение данного метода подачи информации строится на специфических принципах:
- ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Активность участников носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В данном случае участники оказываются, вовлечены в процесс обсуждения. Принцип активности опирается на известную психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проигрывает, и девяносто того, что делает сам.
- ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ (ТВОРЧЕСКОЙ) ПОЗИЦИИ. Исходя из этого принципа, педагог конструирует и организует такие ситуации, которые давали бы возможность участникам обсуждения осознать и апробировать новые способы поведения в процессе воспитания ребенка.
- ПРИНЦИП ПАРТНЕРСКОГО (СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОГО) ОБЩЕНИЯ. Партнерским, или субъект - субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а так же их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.
Скачать |